Перейти к содержанию

Критерии разделения на номинации

Настоящие «критерии разделения на номинации» ни в коей мере не могут рассматриваться как попытка описать «идеальное хайку», не являются сводом правил и созданы исключительно для идентификации и распределения текстов по категориям в рамках МКХ. Разделение на номинации обусловлено необходимостью обеспечить равные возможности для разнородных по стилистике и эмоциональной окраске стихотворений, чтобы они могли быть замечены и высоко оценены вне зависимости от личных предпочтений отдельных членов жюри.

Традиционное хайку

1. Маркер сезона. Обязательно наличие слова или словосочетания, дающего представление о сезоне. Прямое указание на сезон («осенний ветер», «весенний дождь», «январская стужа», «июльская жара» и т.п.) не возбраняется, но желательно использовать менее банальные конструкции.

2. Структура текста – двухчастная. Достигается сопоставлением двух отдельных образов (ториавасэ*) или соположением двух частей внутри одного образа (итибуцудзитатэ*).

Примеры:

ториавасэ итибуцудзитатэ
вечерний звон…
надломился
расклёванный подсолнух
(Светлана Соколова)
заброшенная могила
стебли полевицы доросли до ран
алюминиевого христа
(Миндаугас Валюкас)
ледок на лужах
бритые затылки
новобранцев
(Лана Федотова)
памятник павшим
меж гранитных ступеней
прорастает трава
(Антон Анкудинов)
Покрова на Нерли…
в сердцевинках ноготков
снежная крупка
(Лидия Булатова)
перед рассветом –
перекличку собак
прерывает петух
(Вероника Назарова)

3. Способ изображения – реалистичность, правдивость:

  • использование личного опыта, при этом конкретная ситуация может быть додумана или даже придумана;
  • натурность описания, сясэй*, зарисовка с натуры;
  • детальность – заострение внимания на отдельных чертах описываемой картины, рассматривание деталей «под увеличительным стеклом».

4. Объект – пейзаж / натюрморт. В формальном фокусе авторского внимания находится природа в широком смысле. Объекты отображаются как реальность, данная нам в ощущениях.

половодье
в отражении веток
прячутся утки
(budimirovna)

новая скатерть
выпала из букета
букашка
(Слава Сахалинский)

5. Субъект. Опосредованная, неявная форма авторского присутствия: взгляд, чувства и отношение автора явлены через выбор предмета описания и других атрибутов хайку. Предполагается, что читатель сможет воспринять субъективные авторские впечатления через внешне объективную картину, изображённую автором. Исключено использование личных форм глаголов, связанных с субъектом – «(я) вижу», «(ты) слышишь», «(мы) осязаем» и т.п.;

6. Время и действие. «Здесь и сейчас» характерный признак данной номинации. Действие либо отсутствует (назывные, безглагольные конструкции), либо выражено косвенно, неявно.

дневная луна
вне досягаемости
последнее яблоко
(Владимир Аграновский)

сушится хурма
на бельевой верёвке
полоска снега
(Руслан Крупин)

7. Язык выражения.

Не рекомендуется:

  1. использование сниженной лексики, просторечных (разговорных, бытовых), а также эмоционально окрашенных слов;
  2. применение тропов, особенно олицетворений, метонимий, метафор (за исключением «стёртых» метафор и метонимий, простых эпитетов), а также иронии, сарказма и гротеска;
  3. прямое выражение чувств, пафос, сентенциозность, умозрительность.

Современное хайку

1. Маркер сезона. Не является обязательным.

2. Структура текста – двухчастная.

четыре стены
острый угол
журавлиного клина
(Ladina)

оловянные солдатики
когда-то они говорили
моим голосом
(Сергей Сулоев)

3. Способ изображения. Аналогичен таковому в «традиционных» хайку, но допускается изменение масштаба «картинки», степени её подробности.

скорый поезд
для кого-то и мы
зимний пейзаж
(Елена Барышева)

первый снег…
куда-то нужно
идти и мне
(Галия)

4. Объект. Внешний и внутренний мир человека, желательно без прямого называния и описания эмоций.

Стайка девчонок
Запотевает витрина
С жучками в янтаре
(Алитат)

Новая жизнь…
Так и не вымыл
Уже не твою чашку
(Rudzi)

весеннее настроение…
девушка говорит да
в мобильный телефон
(Михаил Ляблин)

5. Субъект. Возможно авторское присутствие, отображение его психологического состояния. Однако нежелательна явная оценочность ситуации. Допускается использование личных форм глаголов.

как же давно
не был я в этих местах!
скрип качелей…
(Jan)

генеральная уборка
всё ещё храню игрушки
нашей кошки
(Иля Костик)

6. Время и действие. Временные рамки «события хайку» могут быть расширены, действие может быть выражено более явно, чем это допустимо в традиционных хайку.

зимняя ночь
тянется в бесконечность
товарняк
(SKYdancer)

вверх по ступенькам
не запыхавшись…
весенний ветер
(Елена Барышева)

7. Язык выражения. Применение тропов и фигур речи возможно, если они не становятся главной частью, центром произведения. Не рекомендуется пафос, умозрительность, сентенциозность. Допустимо использование просторечных (разговорных, бытовых), а также эмоционально окрашенных слов.

Мы с тобой
Зашли слишком далеко –
Нетронутый снег
(Марина Шаповалова)

Прореха в мешке.
Спешно склевывают воробьи
пройденный путь.
(Владимир Заячковский)

оттепель
пляска
ограничительных лент
(Наталья Седенкова)

письма от сына
всё ближе
«привет» и «пока»
(nogitsune)

проталины
опять кричит в сквере
городской дурачок
(Радион Хузин)

СЭНРЮ и юмористические хайку

1. Маркер сезона. Не является обязательным.

2. Структура текста – двухчастная.

карантин
живу в тональности
дома жор
(Сергей Хорев)

ах светлячки!
в жизни своей
вас не видал
(Миндаугас Валюкас)

3. Способ изображения. Для сэнрю характерны ирония, сатира, высмеивание человеческих слабостей и пороков. Используется весь арсенал юмористических приёмов – от лёгкой улыбки до саркастической ухмылки. Широкий диапазон масштаба, степени подробности образа.

Книга мертвых
среди гимнов
раздавленный москит
(Цезарь Чобика)

неприкаянность…
сделать шапочку из фольги
на средний палец
(Тофсла и Вифсла)

4. Объект. Простые повседневные вещи, а также человеческие отношения и чувства, которые могут быть поданы как однопланово, без «вторых смыслов», так и неявно, многослойно. Даже в тех случаях, когда изображены животные, природа, неодушевленные предметы, внимание акцентируется на их «человеческих» свойствах.

старые шахматы…
в глазах новой подруги
тронул – ходи
(Евгений Иваницкий)

всё ему нипочём!
залихватские усики
молодого горошка
(Наталья Барышникова)

словно под юбку
в чашку цветка заглянул…
весна, чтоб её!
(Jabnique)

5. Субъект. Допустимо авторское присутствие, отображение эмоционального состояния персонажа или автора, использование личных форм глаголов.

первое января
всех кошек в округе
кличут «уйдиты»
(pol_doma)

ссора
говорю кошке
когда вернусь
(Лариса Горовая)

6. Время и действие. В этой номинации можно оперировать временем и действием свободно.

7. Язык выражения. Допускаются все формы тропов и фигур речи. Характерны гротеск, пародия, провокация, игра слов. Допустимо использование сниженной лексики, просторечных (разговорных, бытовых), а также эмоционально окрашенных слов.

кончился дождь
в бокалы разливают
сухое вино
(pol_doma)

бабье лето
в неполные сорок
полная дура
(nogitsune)

первый выгон
пастух материт коров
поимённо
(Яна Полтарак)

Поднимается
как город из руин
свояк с бодуна
(Виктор)

Фристайл хайку

1. Маркер сезона. Не обязателен.

2. Структура текста. Преимущественно двухчастная.

тутовая наливка
набирает градус
будущий февраль
(polyanka)

ветрено
тридцать два фуэте
длинноногой мальвы
(Светлана Кондратьева)

заполночь…
по-старушечьи шаркает
спичка о коробок
(nogitsune)

3. Способ изображения. Фантазийность, фантастичность, сюрреалистичность, эксперименты с формой, жонглирование смыслами, семантическая многослойность. Широкий диапазон масштаба, степени подробности образа.

на до и после
день аспириновый этот
прилётом стрижей рассечённый
(nogitsune)

уволился садовник
по всему небу разбросаны
звезды
(Петр Савченко)

таковость
что в ней такого?
крик чайки
(Александр Воскресенский)

4. Объект. Внешний и внутренний мир человека, который может быть передан как в реальной, так и в сюрреалистической, фантастической манере. Возможно прямое называние эмоций.

С бока на бок
Переворачиваю мысли.
Бессонная ночь.
(Роман)

она тоже немного «ку-ку»
береза в кудряшках
(Светлана Соколова)

зимний дзен
неунывающий голосок
невидимой птички
(Полина Печерская)

5. Субъект. Возможно авторское присутствие, отображение психологического состояния. Личные формы не возбраняются. Допустима авторская оценка ситуации.

Я пойман!
Как жук под дуршлагом…
Ночное небо…
(Ж-к)

Береза в снегу:
Не дошла лишь два шага
До двери моей.
(Леонид Кузьмин)

поле незабудок –
помню все, что хочу
позабыть
(Года Бендорайтене)

6. Время и действие. В этой номинации можно оперировать временем и действием свободно.

афиша на ветру
для тех кто сумеет вернуться в декабрь
праздничный концерт
(Мира Михайлова)

ждёшь-пождёшь
вместо автобуса
осень
(Радион Хузин)

будто всегда
плыл против течения
лежачий камень
(Алексей Фан)

Молния
Замер в движении
Дождь
(Арутюн Микаелян)

7. Язык выражения. В данную номинацию попадают стихотворения, в которых тропы, фигуры речи, фонетические приемы становятся центром произведения. Возможна игра слов, превалирующая над смыслом.

полдня пекло
пахнут падалицей
петли проулков
(Наталья Седенкова)

оттепель
кости мои нанизаны
на синичий свист
(Михаил Ежов)

северный ветер…
нижние ветки: «Да-да!»
верхние: «Нетттттт!»
(Зус)