Международный конкурс хайку на русском языке (МКХ-13) определил победителей 2021 года. Ну а я, как один из судей, традиционно пишу нечто вроде отзыва.
В таких отзывах я обычно перечисляю моих фаворитов (которые не совпадают с результатом по общей оценке), а также критикую остальных авторов за нарушение какого-нибудь эстетического принципа японской поэзии. Так что если собрать эти отзывы, у вас получится альтернативный учебник по хайку — где на живых примерах показано, что такое ваби-саби, сясэй, моно-ноаварэ, югэн и ториавасэ. Ну а сегодня для разнообразия будет совсем простая история — про то, как не надо писать первую строчку.
На самом деле, не существует никаких чётких правил о том, как её надо писать. Особенно если мы говорим о современных трехстишиях. Но в самой давней статье «Что такое хайку«, где собраны все формальности, я специально уточнял, в чём разница между хайку и хокку. Хокку — это «начальная строфа» для поэтической игры ренга, в которой участники дописывают новые строфы к начальной (вроде буриме). Поэтому хокку обычно отражает место и время встречи, намекая на историю этого места, на гостеприимство хозяина дома или на сезонный праздник. Зачастую это самое место / время называется прямо в первой строке.
Впоследствии, когда трехстишия отделились в самостоятельный жанр (хайку), в них уже не требовалось указывать время и место встречи. В первой строке хайку может просто фигурировать один из объектов, сопоставляемых в этом трехстишии. Но традиция зачинов сильна, и в начало многих хайку по-прежнему ставится либо сезонное явление, либо крупный фоновый объект (место). Как в известном стихе Басё про лягушку, где первой строкой идёт «старый пруд».
Видимо, многие отечественные сочинители хайку до сих пор находятся под влиянием переводов тех старых, классических трехстиший (Басё, Исса, Бусон), где первая строка именно такая: общая экспозиция, объяснение ситуации. И это, увы, превратилось в штамп. Особенно жаль тех участников конкурса, кто увидел действительно хороший образ, но испортил его ненужным «объяснением» в первой строке:
поездка
весь автобус пахнет
печеньем бабушки
лесная поляна
зарастает иван-чаем
место костра
Детская память
Незагорелый
Шрам на коленке
Другой типичный косяк — первая строка не то чтобы совсем лишняя, но какая-то посторонняя. На её месте вполне можно поставить что-нибудь другое. Другое место, другой сезон. Хотя здесь уже начинается субъективное: может быть, у автора и других читателей именно эта строка резонирует с продолжением, и только я один не понял? Вот три примера, в которых образ неплох, однако первая строка кажется мне странной:
кружным путём
со скоростью снега
летят фонари
бабье лето…
саранча врезается
в стену маяка
золотая осень
такая зараза
эти семечки
А вообще, если вы увидели хороший образ, совершенно необязательно добавлять к нему лишнюю строчку-зачин. Среди конкурсных хайку практически не было таких минималистических. А жаль. Могу из своих показать:
снег
горизонт завален
broken window
brr… wind…
moon
wink
Впрочем, есть и более классические авторитеты на этот случай. Известный поэт Танэда Сантока вполне обходился без лишних зачинов. Его хайку выглядели примерно так:
листья всё падают
а я всё иду
даже в плошке нищего
градины
шлёпнул мне по шляпе
цветок камелии
Ну и несколько хороших примеров из числа хайку, присланных на конкурс МКХ-13. Начнем с тех, в которых первая строчка довольно классическая, как в хокку: время действия, ситуация. Но эта первая строчка не лишняя, она взаимодействует с образом, который идёт после:
Какой тёплый вечер!
В сумерках нежно стрекочут
Велосипеды
последний вечер
сражается с прибоем
крепость из песка
Полночь!
Сидит на ступеньке подъезда
Королева-кошка.
полнолуние
оживает граффити
на стене промзоны
весенние облака
немного свободного места
между санками и велосипедом
скоро в школу
умыты росой
покрышки на клумбе
разговор о девичьем
поддеваешь шпилькой
вишневую косточку
А теперь несколько хайку, где первые строчки не являются сезонным фоном — это уже конкретный образ, который затем разворачивается дальше. Так тоже неплохо:
дым костра
на краю галактики
кончается лето
7 миллиардов
живет на планете…
молчит телефон
теплая от солнца черника
кто тебя считает
глупая кукушка
яичница
в моей тарелке
лето
В общем, главный совет — не штампуйте первую строчку «под классику». Лучше всего, если эта строчка появится у вас сразу, как естественная часть картинки. Если же сначала появился какой-то образ, а потом вы думаете, какую бы первую строчку к нему прикрутить — скорее всего, эта искусственность будет заметна, и это испортит ваш стих.
Иногда она играет очень тонкими красками:
жухлые стебли / лунный свет остался / в изгибах вазы
медленные хлопья снега. / ещё чаю? / шёпотом спрашивает жена.
Залив ночью. / Рекламные огни / Дробит ветерок.
Полнолуние / оживает граффити / на стене промзоны
в томике Фета / обрывок телефона / остальное наизусть
Затишье / подрагивает рельс / под мотыльком
нетронутый снег / длинные тени / спиленных яблонь
вымершая деревенька / сквозь проржавевшее название / струится свет
летнее утро / зажигаются от предыдущих / краешки облаков
не смотрите в глаза / мне, копченые рыбины! / луна летней ночи…
А порой это физически яркие ощущения:
скрипучий мороз / острые профили лиц / парковых скульптур
летний зной / гладкое колено / гипсовой нимфы
Карпаты / в тумане ещё ярче / гостиничная герань
дорога в гору / прохладная после купания / дочкина ладонь
Галилейское утро / на столике кафе / горячая тень
джазовый вечер / сквозь рваные джинсы / молодое бедро
весенний воздух / слегка покачиваются / люди в автобусе
Июльский вечер. / Из ветклиники везу / Пустую кошачью переноску
Поздняя ночь… / Беседую с двухмесячным внуком / В одном носке
Здесь угадывается иронический прищур:
бельевая верёвка / в кавычках чёрных носков / халат с драконом
Греют друг друга / Солнечный заяц / И старый кот
Капель / Огрызок снега / Караулит елка
свободен до осени / улетает за шкаф / ранец
тремся носами / вместо закладки в книге / палочка эскимо
утро в глуши / соседский мальчик / кричит петухом
царь горы / замазаны зелёнкой / ссадины на коленках
Ключ в замке. / Заливисто лает / Белый попугай.
малиновый звон / невеста перекрестившись / делает селфи
восемь ноль ноль / первый трехэтажный мат / со стройплощадки
автобус в горы / тряпичная кукла в кабине / болтает ногами
бывшие / по разные стороны / ждем зелёный
якорь на рукаве / запуталась цыганка / в линиях любви
старый патефон / заедает иголка / на побудь со мною
Бабье лето. / В подворотнях гуляют / Разноцветные ветры
И почти везде легкая игра словами:
деревенская свадьба / снежинки липнут / к окнам невесты
дождь на рынке / продавец джинсов / уносит ноги
мартовский денёк / всё наперекосяк / у снежной бабы
совсем новый / десятилетней давности / пиджак в шкафу
монотон дождя… / про нас все глаголы / сослагательные
конец февраля / на полях школьной тетради / все больше галочек
Одно из главных качеств получающейся картины – её незаконченность, и, следовательно, сопричастность живой жизни. Все это научает нас выше ценить дар этой жизни.
Современные хайку
родные места
хлопают по плечам
подросшие сосны
Очень точный и ёмкий образ. Сразу ощущается волнение человека, приехавшего в родные места после долгого перерыва. И сосны подросли и сам повзрослел. Через конкретное (подросшие сосны) передается непростое душевное состояние.
Греют друг друга
Солнечный заяц
И старый кот
Удачное сопоставление «солнечного зайца» со старым котом. Рисуется вполне определенная картина и одновременно невольно создается ощущение некоей всеохватывающей теплоты – и внутренней (тепло на душе у того, кто смотрит) и внешней. И то, что кот именно старый, усиливает это ощущение. Возникает контраст между неподвижно лежащим, привязанным к реальному миру старым котом и игривым, эфемерным, скорее всего весенним, солнечным зайчиком. Контрастируя, они вместе с тем тесно связаны друг с другом – на смену зимы приходит весна, одно уходит, другое приходит.
дедов дом
из почтового ящика
достаю своё письмо
Это стихотворение относится к тем, за которыми угадывается некая история, некий сюжет, кульминацией которого они, собственно, и являются. Казалось бы, самое простое действие «достаю письмо из почтового ящика», но определенный эмоциональный фон, вокруг него возникающий, сразу придает ему щемящий, даже несколько трагичный оттенок.
большое путешествие
на дне рюкзака крошки
и два муравья
Это стихотворение интересно контрастом между «большим» (путешествием) и «малым» (крошками и муравьями). «Малое», на первый взгляд умаляя значительность «большого», одновременно является источником множества приятных воспоминаний, с этим большим связанного.
последний вечер
сражается с прибоем
крепость из песка
Здесь использован очень распространенный в японской поэзии хайку приём ториавасэ. С одной стороны «последний вечер», с другой – «крепость из песка». Они вроде бы никак между собой не связаны, но их сопоставление создает острое ощущение – вот и закончилось приятное время отдыха, пора возвращаться к обычной жизни.
ниточка жизни
бабушка вяжет
носочки младенцу
Образ настолько точный, что никаких комментариев не требуется. Действительно, «ниточка» и действительно «жизни».
летний парк
целый день
ветер в голове
Абсолютно ничего лишнего. Ветер гуляет и по парку, и в голове. Беззаботная юность.
старый космодром
седой охранник читает
Жюль Верна
Мне показалось интересным сочетание космодрома с Жюль Верном. В самом деле, то, о чем писали когда-то писатели-фантасты, стало самой обычной повседневной реальностью. И естественно, охранник уже стар и помнит, как в детстве читал Жюль Верна.
есть ли жизнь на Марсе?..
из трещины в асфальте
одуванчик
Досужий вопрос, заставляющий к тому же вспомнить фильм «Карнавальная ночь», и конкретная реальность пробивающегося сквозь асфальт одуванчика. Тоже вариант ториавасэ.
поздний вечер
мурлыкают кошка
и чайник
Здесь соединение кошки с чайником через глагол «мурлыкают» сразу же создают ощущение тепла и уюта, чем и ценно это стихотворение.
уже и внуки
разлетаются
семена одуванчика
А это стихотворение интересно игрой слов. «Разлетаются» – какэкотоба (слово-связка) относящееся и к первой и к последней строке, соединяет их в единый образ.
девятый день
пусто пусто
доносится со двора
В этом стихотворении, что не так уж и часто бывает в хайку, есть что-то трагикомичное. Главную роль играет здесь вторая строка «пусто пусто». Эти слова звучат из уст доминошников, но поскольку все это происходит на девятый день, то это «пусто пусто» невольно ассоциируется с ощущением реальной пустоты. Довольно-таки неожиданный образ.
ночная рыбалка
на приманку клюёт
только луна
Очень лаконично изображенный ночной пейзаж. Рыбалка рыбалкой, но видится скорее водная гладь, в которой отражается луна, теплая летняя ночь.
Традиционные хайку
Веснушки
Рассыпались по лыжне
Семена берёзы
Разбросанные по лыжне веснушки семян березы – образ весьма удачный.
солнечно
обгоняют трамвай
жёлтые листья
Стихотворение создаёт очень точную картину ранней осени, даже может быть «бабьего лета».
дым папироски
смотрит и смотрит дед
на падающий снег
Здесь довольно удачно использован приём ториавасэ, соединяющий «дым папироски» с «падающим снегом». В результате возникает образ погруженного в раздумья о жизни старого человека. И повтор «смотрит и смотрит» – очень уместен.
Сэнрю
сколько лет сколько зим
занимает полшкафа
пальто свекрови
В этом году среди сэнрю есть стихотворения, которые действительно соответствуют японскому пониманию жанра «сэнрю». Вот это, например. Здесь удачно вставлено выражение «сколько лет сколько зим», не говоря уже о том, что всякие язвительные замечания насчет свекровей или там тещ, вполне в духе сэнрю.
Подорожали
На ценнике потирает лапки
Муха
Это стихотворение построено на выражении «потирает лапки», очень здесь уместном. Сразу понятно, что не только муха «потирает лапки». То есть имеется характерный для сэнрю «человеческий» элемент.
оттепель
у снеговика
две новые бабы
Это, на мой взгляд, очень удачное стихотворение. Хотя здесь как раз вроде бы и нет обязательного для сэнрю «человеческого» элемента, но он невольно ощущается в сочетании «новые бабы».
сельский клуб
боевик начинается
с убийства комаров
Трёхстишие вполне в духе сэнрю. Можно было бы как-то более удачно его выстроить ритмически и словесно, но и так вполне неплохо.
Ключ в замке.
Заливисто лает
Белый попугай.
Лающий попугай – забавный образ. А необходимое для сэнрю присутствие человека ощущается в первой строке «ключ в замке».
Жена у мамы
ещё бы день продержалась
пуговица
А здесь как раз «человеческий элемент» присутствует в полной мере.
Фристайл
кружным путём
со скоростью снега
летят фонари
Это очень динамичное стихотворение, причем его динамичность усиливается с каждой строкой. В результате возникает очень точная картина метели, увиденной через окно машины.
первая листва
короновано гнездом
дерево на холме
Главное здесь – «короновано гнездом». По-моему, очень удачный образ, передающий ощущение начала весны.
ветер в ветвях
за секунду до ливня.
взмах дирижёра.
Ветер в роли дирижера – неожиданный, но очень удачный образ. Сразу ощущается – вот-вот зазвучит музыка дождя.
сумерки
везде и нигде
соловей
Очень точное стихотворение. К тому же предельно лаконичное, что тоже большое достоинство.
Тематический конкурс
ДОРОГА
весенний воздух
слегка покачиваются
люди в автобусе
Здесь тоже что-то вроде ториавасэ. Пара «весенний воздух» – «люди в автобусе». В результате ощущение некоторой весенней расслабленности, весеннего тепла.
ночной полустанок
негромкие голоса
новых соседей
Можно назвать это стихотворение «дорожным». Сразу ощущаешь себя в купе поезда. И удачно, что все строки начинаются с «н». Еще там «с» присутствует, что тоже неплохо. Чередование «н»-«с» передает шепот новых соседей.
скалолаз –
все дороги ведут
в небеса
Достоинство стихотворения в его лаконичности и в определенной символической универсальности содержания.
на парковке
после дождя
гонки улиток
Визуально ощутимая реальность возникающей перед глазами картины – большое достоинство стихотворения. Словесно оно тоже выстроено удачно. Ничего лишнего.
Дорогие друзья, дорогие хайдзины и организаторы конкурса!
Спасибо за возможность участвовать в отборе лучших трёхстиший и выборе победителей.
Когда я смотрю на те поэтические тексты, которые я отметила в этом году высшим баллом, то понимаю некоторую закономерность — из шести стихотворений только в одном есть прилагательное. Остальные тексты обходятся без каких бы то ни было эпитетов. Получается, что мне больше нравятся стихи, которые строятся на существительных — по заветам великого поэта и реформатора хайку Масаока Сики.
Традиционные хайку
затишье
подрагивает рельс
под мотыльком
В первом хайку мне нравится, как автор показывает затишье — через сопоставление двух визуальных образов: чего-то большого, бесконечного и неодушевленного (рельса) с маленьким и живым (мотыльком). Впрочем, как мне кажется, здесь есть и подспудное ощущение звука, даже сам глагол «подрагивает» будто вторит дрожанию и напряжению рельса.
Современные хайку
разговор китаянок
то ли дождь то ли ветер
в листве
Меня в детстве очень занимал вопрос, как же слышат мой родной язык люди других национальностей, и ответ мамы, что русский язык все слышат, как мы, меня в детстве не устроил. Думаю, что это очень плодотворная идея – найти для разных языков прямые ассоциации с природными явлениями, и я прекрасно понимаю автора, который/которая сравнивает порывистую, на мой слух, китайскую речь с порывами ветра или стучащими каплями дождя.
летний ливень
выходя из маршрутки
наступаю в небо
Захватывающая картина, когда мир переворачивается прямо на твоих глазах. Автор схватывает момент перехода из одной плоскости в другую: получается, что даже такой автоматический бытовой жест, как выход из дверей маршрутки, может быть входом в космос, когда твоя нога оказывается в небе. Многие ли из нас замечают подобные вещи? Для меня это поэтическое напоминание о многомерности жизни, стоит только приглядеться к окружающему миру повнимательнее. И конечно, я люблю, когда что-то не называется в тексте, но очевидным образом в нем присутствует (лужа).
есть ли жизнь на Марсе?..
из трещины в асфальте
одуванчик
Конечно, сам вопрос нельзя назвать оригинальным, он уже стал чем-то вроде мема, но возможно, это как раз и здорово – отвечать поэтически на вопросы, которые стали общим местом. Мне нравится сопоставление космического и земного, когда, глядя на обычный шершавый потрескавшийся асфальт, так легко оказаться на раскаленном Марсе. Не могу пройти мимо и цветовой подоплеки этого стихотворения: огромная красная планета и маленький желтый шарик цветка. Два цветных круга, которые будто накладываются друг на друга, как в астрономическом атласе, когда сравнивают величины разных планет.
Сэнрю
боровик!..
теперь главное –
ракурс
Это сэнрю я выбрала по личным причинам, так как прекрасно понимаю чувства автора, я ведь и сама грибник, который не может уйти из леса без фотографии трофеев в природной среде. Иногда я задумываюсь, что для меня важнее — набрать настоящих грибов или их нафотографировать? С грустью разделяю иронию автора
Тематические хайку
остановка
первым выскочил
апельсин
Еще одно хайку на тему транспорта и стремительного перехода из одного состояния в другое. Однако здесь, мне кажется, самое главное — яркое визуальное пятно. Апельсин не должен выскакивать из транспорта, однако он делает это. Почему-то мне кажется, что автор так описывает свое собственное нетерпение, которое выскакивает на остановке даже быстрее его самого. Это стихотворение заставляет меня улыбаться, а в последнее время я очень ценю в хайку проявление юмора, ведь этот жанр начинался именно как юмористическая поэзия, на что ненавязчиво намекает и само его название — хайку (俳句) в переводе с японского дословно означает «комичные строфы».
Международный конкурс хайку, состоявшийся в 2021 году, стал для меня пятым конкурсом, в котором я принимала участие в качестве члена жюри. Это большая ответственность, но и большая радость для меня, потому что каждый новый массив стихотворений – это шкатулка с секретом, и ты никогда не знаешь, что будет там, когда ты её откроешь – фантики? сухие листья? цветные камушки-самоцветы? Обычно намешано всё вместе, и тем интереснее рассматривать, вчитываться… Много-много раз прочитаны одни и те же стихи – в разные дни, в разном настроении. И бывало так, что то, что показалось вначале фантиком, безделицей, вдруг раскрывалось при N-ном прочтении совершенно новым, прекрасным образом, сверкая неувиденными ранее гранями. Что, конечно, в очередной раз доказывает определённую долю субъективности жюристского суждения. Возможно, за гранью нашего восприятия всегда остаётся несколько нераспознанных стихотворений, не менее прекрасных, чем те, что прошли в лидеры по совокупной оценке жюри. Однако, члены жюри в МКХ-13 такие разные (во вкусах и литературных предпочтениях, в жизненном опыте и в опыте взаимодействия с хайку, во взглядах на историческую преемственность жанра – и т.д., и т.п.), что эта вероятность – остаться за гранью внимания – всё же, полагаю, сведена к минимуму.
Я очень благодарна организаторам за оказанную мне честь вновь выступить в роли члена жюри, и благодарна за внимание тем участникам конкурса и просто любителям жанра хайку, которые будут читать эти строки.
Как обычно, мой отзыв содержит хайку, которые я определила в категорию «персональный выбор члена жюри», а также те, которым я поставила высшую оценку из возможных во втором туре и некоторые другие, не менее замечательные, стихотворения, впечатлениями о которых мне хотелось бы поделиться.
ТРАДИЦИОННЫЕ ХАЙКУ
цикады
рассохшиеся стулья
вдоль стен
– великолепная аллитерация является одним из главных выразительных средств в передаче образа этого стихотворения, его обязательно нужно читать вслух и наслаждаться звучанием: потрескивание сухих согласных легко вызывает в памяти звук потрескивания старых рассохшихся стульев, поскрипывания, – и всё это на фоне бесконечного звенящего душного цикадного перезвона. Про жару здесь не сказано ни слова, но она тоже тут есть – время, когда звучат цикады и рассыхаются старые стулья.
Удивительно, что в одном конкурсе встретились два стихотворения, где в паре с насекомыми (саранча, цикады) выступает именно стена:
бабье лето…
саранча врезается
в стену маяка
– подвижная и короткая жизнь насекомых и почти бесконечная неподвижность стены – это несомненно удачное сочетание, очень классическое, даже, можно сказать, «вабисабическое» по своей природе (быстротекущее-вечное, живое-каменное, мимолётное-архаичное). Но решены, обыграны эти образы неодинаково. Если в первом стихотворении ситуация достаточно статична, широка и как будто всеобъемлюща (цикады везде, в воздухе, на стульях, под стульями, в звуке и во плоти), то во втором стихотворении есть чёткий вектор, направленность, динамичность – и одновременно нотка бессмысленности бытия, когда стремление жизни разбивается о стену (зачем, почему? – на эти экзистенциальные вопросы нет ответа). Оба стихотворения запоминаются с первого прочтения и долго ещё звучат в душе.
нетронутый снег
длинные тени
спиленных яблонь
– прекрасный образец традиционного хайку: ни слова лишнего, нет человека в кадре, только природные образы, простые назывные предложения, отчётливый сезон… И мощное эмоциональное воздействие, стихотворение вызывает целую бурю каскадных эмоций, образов: и восхищение картиной белоснежного сада, и сожаление о деревьях, которые больше никогда не зацветут, и эти парадоксальные д л и н н ы е т е н и от пеньков-обрубков, вызывающие щемящее чувство несбывшегося.
что-то в голосе
тонко обмётаны инеем
бархатцы
– стихотворение, сплошь состоящее из полутонов и недосказанностей, беспокойное время смены сезонов, предчувствие суровой зимы – первый тонкий, в одну микроснежинку, анонс грядущих холодов на всё ещё ярких живых цветах, и рядом со всем этим – что-то неназванное в голосе, тревожное, едва уловимое «что-то не так».
макушка лета
ровный ёжик
рыжей стерни
– очень жизнерадостное, яркое трёхстишие. Оно шипит, жужжит, рычит и колется согласными, и в то же время рисует легко узнаваемую картинку – печёт солнце, золотится солома, убран урожай, усталость вкупе с удовлетворением от сделанной работы, и даже колкость стерни – в радость.
ветреный февраль
на дне ступки
перец горошком
– отличный подбор образов: колючие февральские ветра и острота и пряность свежесмолотого перца, они дополняют и обогащают друг друга.
листья клевера
кошка, слегка помедлив,
ступает в свой след
– замечательная аллитерация, ЛИстья кЛЕвера, сЛЕгка помедЛИв, сЛЕд. Плавность раздумчивого движения, летняя нега (мне кажется, что смотреть на кошку сквозь листья клевера удобнее всего лёжа в траве), и ещё что-то неуловимое от ожидания счастья, потому что клевер о четырёх лепестках – к удаче, потому что счастье приходит медленно. И ещё немного интриги – почему в свой след? Откуда возвращается так осторожно? Очень приятное стихотворение, маленький портал в счастливое лето.
новолуние
влажные узелки
купальника
– изящное, лаконичное и очень чувственное стихотворение. Картина в темно-синих тонах, сумрак ночи с тонким молодым месяцем в небе, который почти не даёт света. Ощущение мокрой ткани на прохладной после купания коже, неловкость пальцев, развязывающих узелки…
мартовский снегопад…
потрескивает, остывая,
жареный миндаль
– как и в стихотворении о февральских ветрах и перце, здесь отлично подобрана пара образов, дополняющих и усиливающих друг друга: снег в марте уже не тот, что в зимние месяцы, иногда он не долетает до земли, и может даже сразу растаять на тёплом уже асфальте, и – потрескивание остывающего миндаля. Такая общая, и такая разная зыбкая граница тепла и холода, остывания и потепления. Любимый многими хайдзинами момент неуловимого изменения в природе. Здесь он пойман виртуозно.
СОВРЕМЕННЫЕ ХАЙКУ
В этом конкурсе, как и в прошлом году, отчетливо прослеживалась тенденция нежеланности «ковидной», пандемической темы. Все устали от масок и ограничений, и это понятно. Тем не менее, хорошие стихи этой тематики были, и я постаралась оценить их максимально высоко, потому что говорить о трудных временах в поэзии отнюдь не проще, чем в прозе, трудно не упасть в плакатную риторику, сказать об акутальном поэтично, тонко, но когда это удаётся – такие стихотворения становятся поистине находкой и остаются в памяти надолго. Например, вот это стихотворение за 2021 год я повторяла про себя сотни раз, как молитву. Оно как будто разворачивает читателя от расчеловечивающей общей беды к истинно человеческим ценностям, к бесконечной важности взаимоприятия и любви, истинной любви, когда даже общее молчание залечивает душевные раны и помогает вынести все невзгоды этого мира:
новый локдаун —
нахожу прибежище
в нашем молчании
Ещё одно актуальное для 2021 года стихотворение, как мне показалось, с улыбкой обыгрывает тему масочного обезличивания и – вопреки этому – радостный момент узнавания:
поезд на перроне.
вижу знакомые глаза
через море масок
– очень светлое по эмоциональной окраске стихотворение. Узнавать «своих» по одному только блеску глаз – это одно из самых приятных переживаний.
Следующее стихотворение выстрелило в моё сердце сразу же при первом прочтении, и навсегда останется одним из самых значимых для меня хайку. В 2021 году оно читалось несколько иначе и, казалось, относилось к давно прошедшим временам. Увы, в 2022-м оно стало остроактуальным, но от этого не потеряло своих качеств хорошего хайку и просто хорошей поэзии: лаконичность, звучность, прекрасный подбор образов, богатая аллюзийность, стремительный разворот из лингвистической плоскости в морально-этическую на центральном слове:
Урок русского…
Безударная гласная
В слове война
– в отзывах на предыдущие конкурсы часто звучало, что русскоязычные хайку несколько оторваны от реальности, в конкурсе мало стихотворений на злобу дня. Безусловно, это стихотворение является непосредственным оттиском окружающей нас исторической реальности и тем особенно ценно.
вымершая деревенька
сквозь проржавевшее название
струится свет
– очень глубокое и сильное по воздействию стихотворение. Всё, что вызывает эмоции, осталось за кадром: теплота когда-то живших здесь добрых людей в мягком слове «деревенька», детские воспоминания о бабушках и дедушках, много солнца и радости… и много-много пустоты сейчас, когда нет деревни, нет больше людей, её населявших, и даже названия уже нет – настолько проржавел придорожный щит, что и слово, и смысл его уже почти растворились в вечности. И только тёплый солнечный свет сквозь ржавые дыры – как привет из далёкого прошлого. Стихотворение-триггер, вскрывающее какие-то глубинные пласты печали, вызывающее бурю чувств минимумом слов, – это и есть настоящее хайку.
дедов дом
из почтового ящика
достаю своё письмо
– ещё одна очень близкая мне и болезненная тема затронута в этом стихотворении – несвоевременность, страх не успеть сказать что-то важное дорогим людям. Как часто наши письма, признания, добрые слова не успевают достичь адресата при его жизни, и девальвируются, становятся пустыми и совсем ненужными после его смерти, и жгут потом руки и душу долгие, долгие годы…
Примерно в той же щемяще-ностальгической тональности следующее стихотворение:
дачная рубашка
изгибы рукавов
ушедшего
– изящное и многоплановое: здесь и годы труда, отпечатанные в заскорузлых и выцветших складках рабочей одежды, и память об ушедшем человеке, носившем эту рубашку, и еще немного, в меру, от одиозных «рукавов в росе», символе печали в восточной поэтике… Красиво, как-то невесомо написано.
полдень
от белых цветов
чёрные тени
– удивительное по своей краткости и точности стихотворение, похожее на взмах кисти каллиграфа, единым росчерком превращающего белый лист в произведение искусства.
пока сложил снежинку
из косточек хурмы
стемнело
– стихотворение-созерцание, почти медитация. Пока создавалась хрупкая сиюминутная красота, в мире произошла смена дня и ночи, закономерная, но все равно удивительная для того, кто ушел в себя, а потом, вынырнув, внезапно осознал, что вокруг уже всё иначе. И ещё это хайку напомнило мне Кая из сказки о снежной королеве, складывавшего из льдинок слово «вечность». Только здесь наоборот, из тёплых косточек хурмы – подобие снежинки, отнюдь не претендующее на увековечение, и тем ещё более прекрасное.
летняя жара…
все смыслы жизни
в текущей воде
– интересная переливчатость смысла в этом лёгком летнем стихотворении: от простейшего «жара, всему нужна вода» до философского «всё течёт, всё изменяется», «всё пройдёт, пройдёт и это».
утренний чай
постепенно лишается смысла
свет на кухне
– ещё один образец созерцательно-созидательной деятельности поэта хайку: неспешное наблюдение за тем, как свет в доме растворяется в свете дня, обессмысливается. Каждый хайдзин в душе немного философ…
лепестки черемухи…
столько нежности
прибрежному камню
– «в тайге много разный люди есть», как говорил Дерсу Узала, – всё вокруг поэта живое, одушевлённое: деревья, цветы и лепестки, река и камни… И прекрасный момент соприкосновения таких разных фактур, как твёрдый камень и нежнейшие лепестки маленьких цветов превращается в событие, со-бытиЕ.
зимние каникулы
держит форму
тряпка уборщицы
– забавная игра смыслов вокруг слова «форма» – с одной стороны, все помнят эти заскорузлые, твёрдые казённые тряпки, самостоятельно стоящие в углу туалетов или чуланов, а с другой – каникулы, нет школьников, и нет вместе с ними школьной формы, и только суровая тряпка одна стоит за честь заведения – «держит форму».
Как ветер гудит
Неземной красоты колокольчики
На пакетиках с семенами
– в зимний холодный день, разглядывая пакетики с семенами, видеть их будущее цветение, быть телом в суровой реальности сегодня, а душой – в прекрасном саду будущего, – это, несомненно, тоже момент хайку.
Полночь!
Сидит на ступеньке подъезда
Королева-кошка.
– яркое, эмоциональное хайку в чуть нуарном, хэллоуинистом стиле – торжественное «00:00» на часах и полная величия маленькая гордая зверюга на пороге дома – то ли страшновато, то ли смешно, но точно не пройдёшь мимо.
мимолëтный роман
рассыпается на крупинки
ягода малины
– мгновение осознания мимолётности увлечения, маленькие алые крупинки от целой ещё секунду назад ягоды – это настолько ладно подогнанные образы, что, кажется, лучше и не придумаешь. До конца невозможно объяснить их слаженную «работу» в формировании читательского впечатления, но очевидно, что между ними формируется плотное «ма», клубится ком апперцептивной массы собственных переживаний и ассоциаций. И очень хорошо звучат вместе слова «мимолётный» и «малина», создавая ощущение исчезающей сладости. Как будто кто-то произносит: «Ммммм… это было хорошо, жаль, что так мало».
Сидим, как чайки –
Лицом к ветру,
Перекрикиваясь
– в этом хайку, похожем на дзен-фото*, запечатлено мгновение истинной радости бытия, полновесного и неповторимого счастья. Такие минуты помнятся всю жизнь.
*впервые услышала этот термин много лет назад, кажется, от хайдзина Эстер, и он мне очень нравится – «фото» здесь не вещественное, а ментальное, мысленное. Акцентируешься на прекрасном моменте и запоминаешь его навсегда во всем физическом и эмоциональном объёме, без какой-либо техники.
будто мать говорит
с новорожденным —
вишня в цвету
– это хайку интересно тем, что в паре оказываются два образа, использующие разные каналы восприятия: звук сопоставляется с видеорядом и тактильными ощущениями. Нежность голоса матери и лёгкость, невесомость, красота цветущей вишни – синестезия, создающая прекрасный аккорд общего впечатления. Обычно я не очень приветствую прямое сравнение в хайку «как будто», «такой как» и т.д. Но здесь даже это «будто» к месту, оно очень хорошо вписывается по звучанию – как лёгкий ветерок или ласковый шёпот.
апрельский снег
само несовершенство
эта нитка речного жемчуга
– ещё одно из самых запомнившихся стихотворений этого конкурса. Немного похоже на ленту Мёбиуса. Очевидно, что вторая и третья строки – восклицание, восхищение! Однако, речь вроде бы о несовершенстве. Психологи говорят, что наш мозг не воспринимает приставку «не-» и видит сразу корень слова – здесь это становится очевидным, так как понимаешь, что несовершенный на первый взгляд жемчуг на самом деле прекрасен, причём, скорее всего, именно своим несовершенством, неидеальной формой и цветом, фактурой. Читаешь одно, тут же осознаёшь другое, любуешься, возвращаешься к прочитанному ещё и ещё – и лента Мёбиуса длится бесконечно, перетекая из одной противоположности в другую, но оставаясь неразрывно целостной. Чудесная вещица. А что же снег? А снег здесь идеально равновесный образ, одновременно дающий нам панораму весны и фоновое приподнятое настроение стихотворения, и в то же время поддерживающий визуально второй образ – неровного, чуть сероватого жемчуга, чем-то неуловимо похожего на ноздреватый подтаявший снег.
осенние мухи
одна на всех
липкая лента
– простая история про ленту от мух превращается в остроумный саркастичный образ средней строкой, «одна на всех» – сразу возникает ассоциация с сумрачным осенним утром, потоком квёлых невыспавшихся людей на эскалаторе метро… Не знаю, держал ли автор в уме этот второй образ, когда писал стихотворение, но у меня он возник сразу же при первом прочтении.
скоро в школу
умыты росой
покрышки на клумбе
– достаточно свежий, нерастиражированный ещё образ мокрых покрышек оказался очень удачным – наряду с бархатцами это маркер, квинтэссенция осенне-школьного времени. Я не помнила о них, конечно, ровно до момента прочтения. Но как только прочитала – сразу срезонировали собственные воспоминания о школе, об этих незатейливых ограждениях клумб во дворах, прохладных и влажных от росы. Оранжевые бархатцы в блестящих резиновых фестонах самодельных клумб – это наше детство. Стихотворение – волшебная дверца в этот мир.
старый сериал
пластмассовые герои
бандитских войн
– прекрасное ироническое хайку, от него так и веет 90-ми годами, а определение «пластмассовые» так убийственно точно характеризует неловкую актерскую игру, что невольно вызывает улыбку.
Следующие два стихотворения настолько исполнены юношеской бурлящей энергетикой, что не могли не привлечь внимания:
джазовый вечер
сквозь рваные джинсы
молодое бедро
Первый поцелуй
Долгое тепло
Пощечины
– в звукописи первого из них есть что-то от стилистики Маяковского – резко, чётко, рублено, задорно; второе так же лаконично, но уже больше сосредоточено не на внешних впечатлениях, а на ощущениях… весьма противоречивых, но таких узнаваемых))
СЭНРЮ
ванильный бисквит
ты называешь дружбой
только нетрудные вещи
– прекрасное, глубокое стихотворение. Несмотря на немного печальную, как мне кажется, улыбку автора, оно о серьёзном: о том, что понятие «дружба» для многих достаточно поверхностное, до первых трудностей. Приятно общаться на ванильной ноте, когда все хорошо, гораздо труднее съедать вместе «пуды соли» – невзгод, обид, раздоров и недопониманий. Но зато если уж пережил всё это – то дружба будет настоящей, не по-бисквитному крепкой. Большая удача вложить так много в три строки.
растёкшееся солнце
брызнул пельмень
и то событие
– живя в Сибири, нельзя не любить пельмени). Тем более невозможно пройти мимо, когда о них так красочно-сочно написано. Солнце на закате, холод зимы или просто прохладный вечер – пельмени всегда поднимут настроение. И чуточка одиночества и самоиронии, добавленные в стихотворение, – как щепотка молотого перца в тарелке пельменей – только делают его острее и ярче.
Кстати, в этом конкурсе было еще одно роскошное, удальское стихотворение на пельменную тему:
нараспашку
выпустил пар
пельмень на тарелке
Как обычно, обращают на себя внимание и так называемые «лингвистические» стихотворения:
слышу стихи дроздов:
силлаботоников много,
верлибрист один
– настоящий поэт даже в простом щебетанье различает особенности звуковой организации. Остроумное наблюдение – даже среди птиц «верлибристы», не зависящие от формы и привычного ритма истинные творцы, рисующие какой-то свой, совершенно невероятный звуковой рисунок, встречаются намного реже.
утро первого
на кончиках пальцев
невыговариваемое
– замечательная звукопись, последняя строка неизбежно читается медленно, почти по слогам, рисуя определённые послепраздничные затруднения персонажа. Тонкий юмор, а возможно и самоирония. Отличное сэнрю.
только хорошие слова
(ну и формула суммы кубов)
на старом маяке
– юмор парадокса. Вираж от плавности и обыденности первой строки в ледяную строгость математического языка и обратно, в реальность пейзажа, создаёт комический эффект. Не говоря уже о том, что все мы понимаем, что «хорошие слова» бывают очень разными. Фактурное, яркое стихотворение.
пожилая пара…
каждый устраивается
на своей горошине
– тонкий, изящный, с большой долей самоиронии этюд на тему «сказочных» особенностей возраста, когда у каждого свои затруднения и недомогания, свои требования к жизни, к еде, к подушке и матрасам… Не капризы, нет, – необходимости. И всё же эти двое вместе, несмотря ни на что. Это очень трогательно и немного даже завидно.
колкий снег
стараюсь молчать
помягче
– очень женское, нежное, бережное стихотворение. С улыбкой смягчать все невзгоды мира, гасить конфликты, чтобы они таяли, не долетая до сердца – это очень по-женски.
театр Но
публика надевает
маски
– юмор неожиданного переворота, когда привычное вдруг кувыркается с ног на голову – актёры на сцене, маски на публике. Смешной и грустный отпечаток современности.
ФРИСТАЙЛ
снежинки
непохожий на миллионы
я
– в этом стихотворении меня привлекла величественная, трогательная и чуть-чуть неловкая поза – как у Чарли Чаплина. Немного застенчивое осознание своей уникальности – от разглядывания непохожих друг на друга снежинок до внезапной экстраполяции этой непохожести на всё человечество. Нравится лаконичность этого хайку, а ещё нравится читать его с разными интонациями: самоуверенное «Я!!!», удивлённое «я?!», ошеломлённое «я…» – чудесный калейдоскоп прочтений. Удивительно обаятельное стихотворение, просто любовь с первого взгляда.
туманное утро
перебрасываются словами
паромщик и пустота
– с трудом уходя от ассоциации с известной пелевинской книгой, вижу здесь, с одной стороны, прекрасный сюр, а с другой – вполне реальную картинку, где паромщик говорит сам с собой, а ему отвечает, например, эхо… или, всё-таки, сама Пустота? Или банально кричат с другого берега, но из-за тумана кажется, что звуки приходят из пустоты? Что-то очень притягательное есть в этой экзистенциальной неизъяснимости второго голоса.
старуха
доживает
последнюю кошку
– хлёсткое, сильное стихотворение. Я знаю людей, которые не заводят животных, боясь пережить их, почувствовать горе потери, и знаю людей, которые не заводят животных, чтобы не оставить их потом одних, после того, как сами умрут. Но есть и такие, как в этом стихотворении: железной воли и огромного сердца люди, которые будут упрямо жить только ради того, чтобы любимое существо не страдало. Особенно подкупает отсутствие уменьшительно-ласкательных суффиксов и смягчений – здесь все сказано прямо и кратко, без кокетства и самолюбования. Отлично сказано.
между строк
вбивается клин
журавлей
– вот за что я люблю фристайл – за волшебную силу преображения, удивительные метаморфозы с пространством и восприятием. Вот ты смотришь на лист бумаги, в межстрочное пространство – и вдруг оказываешься прямо в небе! Головокружительный переворот! При этом в самом стихотворении равноправно и одновременно существуют два плана: реальный, где пишущего отвлекли крики птиц и он засмотрелся на небо, забыв о рукописи, и фантастический, где клин птичьей стаи вонзается прямо в бумагу, превращаясь в рисунок на ней. В моём детстве были такие «переливающиеся картинки», которые чуть поверни – и проступает иной рисунок. Так и это стихотворение – переливается смыслами, искрится. Замечательное.
цикадные ритмы
каждой ночью длиннее
каждая ночь
– превосходная игра слов с разницей в одну букву Р – циРкадные ритмы не дают уснуть или цикадные песни не дают выспаться, но ночи всё длиннее, и всё искажённее восприятие времени, когда кажется, что в бессоннице проходит не ночь, а вечность.
Северное сияние…
Вморожены во Вселенную
Фигурки фотографов
– игра с формой здесь выражена в том, что слова каждой строки начинаются на одну букву – СС, ВВВ, ФФ. Но несмотря на такую принудительность формы, стихотворение вышло непринуждённым и просторным, как профессиональное натурное фото – огромные пространства, красота северного сияния и микроскопические фигурки очарованных людей, засмотревшихся на всё это в свои объективы. Микроскопические, они всё равно становятся центром внимания, а фон расширяется до размеров вселенной, подчёркивая их значимость. Для них же самих в этот момент нет ничего важнее лучшего кадра, и ради этого они готовы мёрзнуть часами.
первая листва
короновано гнездом
дерево на холме
– роскошное олицетворение (во фристайле это можно) – стройное дерево в дымке молодой листвы, самое высокое на этом холме, самое заметное ещё и потому, что увенчано гнездом. Подрастёт листва и гнезда уже не будет видно, и дерево станет «как все», но сейчас! Сейчас оно просто царь мира, хранитель будущих птиц, и пусть всем будет видно, какое сокровище ему досталось! Мажорными весенними нотами звучит это стихотворение.
Хайку на тему «ДОРОГА»
Тематический конкурс – всегда интрига. «Выстрелит» ли выбранная тема, станет ли плодотворной, как именно раскроют её авторы? В этом конкурсе в раздел «Дорога» было прислано не так много стихотворений, но тема была интересно раскрыта с совершенно разных сторон, от реальных дорог и до совершенно фантастических осмыслений этого понятия.
первый шаг
чуть хрустнули
почки тополя
– большие дороги всегда начинаются с первого шага. Замечательно сопоставлены первый шаг и первые смолистые тополиные почки, безусловный весенний символ. Прекрасно, что дорога не названа прямо.
стук колёс
сквозь рассказ попутчика
цугцванг
– шахматный термин неожиданно становится звуковым подкреплением картинки – так стучат колёса поезда – и одновременно смыслообразующим элементом стихотворения: всё, не выкрутиться, куда не пойдут фигуры – уже не выиграть. Эта дорога приведёт в лучшем случае к ничьей. «Цугцванг» в этом контексте – прекрасная находка.
пиала изюма…
всё дальше уводят
ссылки Хайкупедии
– а вот перед нами дорога виртуальная, точнее множество дорог и целый лабиринт развилок, только начни этот путь – и уже невозможно остановиться. Каждый хайдзин это знает. Прекрасен и второй образ – пиала изюма. На пути познания найти «изюминку», докопаться до более глубокого понимания – большая радость. А тут целая пиала! Кстати, вот отличный пример неслучайности каждого выбранного слова: «пиала» даёт нам отчётливый восточный флёр, в котором густо замешаны любовь к прекрасному и мудрость веков, нарочитая внешняя неспешность и внутренняя собранность. Попробуйте заменить здесь пиалу на какое-нибудь блюдце – и половины обаяния стихотворения как не бывало.
остановка
первым выскочил
апельсин
– неожиданное и очень забавное прочтение темы. Остановка, но путь апельсина только ещё начинается! Полагаю, за этим последовали гонки, и бежали они уже вдвоём – апельсин и его владелец.
весенняя ночь
самое время
обновить метлу
– а эта дорога и вовсе волшебная, да по воздуху. И нельзя не согласиться с автором, весна для полётов на метле – самое время.
междугородний
далеко и не все
за туманами
– на эту дорогу смотрит человек, который уже почти преодолел её всю и теперь, обернувшись, с грустью всматривается в её изгибы, вспоминает начало пути и звучавшие тогда песни о «там, за туманами…». Теперь он здесь, но не все его попутчики и друзья остались рядом. Кто далеко, а кого и вовсе уже нет. А дорога – вот она, всё так же петляет, и всё новые путешественники идут по ней, полные надежд.
Долина одуванчиков…
Запомним дорогу
по облакам.
– есть много способов запоминать дорогу, но этот – самый экзотический из всех. Возможно, так и надо – ориентируясь по облакам, следуя за мечтой, наверное, можно вернуться в гораздо более правильное место, чем то, из которого начал путь.
колонна беженцев
в конце дороги
Млечный Путь
– дорога надежды, где в конце не просто свет, но спасение, и сама дорога уже превращается в дорогу жизни. Млечный путь – вся наша галактика, и все наши дороги – за путеводной звездой, за надеждой на лучшее. Грустное, но прекрасное стихотворение.
куда-то не туда
расширяется вселенная
вот и пуговица оторвалась
– потрясающе остроумно осмыслена тема дороги в этом стихотворении. Вообще всё, что происходит с нами после Большого взрыва – тоже своеобразный путь, и тогда нет и не может быть ничего незначительного, всё имеет особый смысл – даже маленькая пуговица может привести к большим изменениям на этом пути.
Подборки
Как всегда, читая корпус конкурсных стихотворений, не могу не обратить внимания на стихотворения, в чем-то созвучные друг другу, рисующие общую историю. Конечно же, это случайные совпадения тем, слов или образов, посетивших разных авторов в разное время и при различных обстоятельствах. Но мне очень нравится собирать их в пары или даже цепочки. Встретившись в одном конкурсе, они образуют что-то вроде икебана – своеобразную композицию, которой хочется поделиться с другими. В этом конкурсе мне встретились две такие группы:
«Белая собака»
Белая собака
Долго нюхает ветер
В пустом лесу
под конец года
становится невидимкой
белый пёс
– этот белый пёс, перекочевавший из весенней (или осенней?) картины первого хайку в зимнюю реальность второго, похож на призрака, тотемного зверя какого-то древнего племени. Он больше, чем просто собака, это уже почти метафора неприкаянной души поэта, странника. Очень симпатичный мне образ.
«Космос»
Лекция по сопромату.
Рука сама рисует
Луну и ракету.
дождевая бочка
вглядывается в космос
моё отражение
есть ли жизнь на Марсе?..
из трещины в асфальте
одуванчик
снимок из космоса
помещается в ладонь
Тихий океан
Гончие Псы
надолго замирает
седеющий мужчина
Подшивка газет
Я так и не стал
Космонавтом
старый космодром
седой охранник читает
Жюль Верна
выключил свет
комната приобрела
масштабы галактики
ночное чтение
межзвездные корабли
на пути к бесконечности
– среди работ, присланных на МКХ-13, оказалось удивительно много замечательных стихотворений о космосе. Возможно, тому причиной тематические конкурсы, проводимые в сетевых хайку-сообществах, и это здорово. Стихотворения из этой подборки хороши и каждый в отдельности, но вместе, как и их сквозной герой, они просто неотразимы. Читая их, как будто смотришь многосерийный фильм о судьбе человека, его пылкой юности и мечтах, устремлениях, размышлениях, зрелости и подведении итогов – что состоялось, что осталось за кадром.
Если же говорить о 13-м международном конкурсе хайку – то он, несомненно, состоялся, собрав богатый урожай из десятков превосходных стихотворений, и собрав вместе всех нас – поэтов хайку, ценителей и почитателей этого жанра.
Надо сказать, что в целом хайку, присланные на этот конкурс, мне понравились. В какой-то момент я даже поставил так много хороших оценок, что потом многое пришлось через силу пересматривать в сторону понижения. В прошлые разы было наоборот. Все молодцы!
Вкратце о том, что особенно запомнилось.
ТРАДИЦИОННЫЕ ХАЙКУ
первый снег
у маленького хаски
голубые глаза
С одной стороны, простая картинка – первый снег и щенок, который с удивлением на это смотрит. О чем это хайку? О времени года? О собаке? Да, но не только. Хайку всегда, в конечном итоге, о человеке. Время года и объекты просто выступают своеобразными зеркалами, в которых отражается человек. В некоторых объектах отражение выглядит интереснее, чем в других. В данном случае, сопоставление оказалось естественным и удачным, наталкивает на мысли о многом.
Щенок здесь не просто щенок, а именно хаски с голубыми глазами. Хаски – одна из древнейших пород собак, которая живет с человеком уже много тысяч лет со времен последнего ледникового периода. Не потому ли глаза хаски стали голубыми, или, как их еще называют, «ледяными», что слишком долго в них отражались заснеженные пространства? Эти глаза много чего повидали, пусть даже этот конкретный щенок видит снег впервые в жизни. Развитие людей как вида, их расселение по морозным просторам Земли происходило под взглядом этих голубых глаз. Когда щенок хаски смотрит на снег, а современный человек на щенка хаски, в обоих оживают какие-то древние инстинкты. У этого хайку длительное послевкусие.
белые ночи
из открытого окна
«Октябрь» Чайковского
То, что «октябрь» в данном случае не является сезонным словом, просто отлично. Хорошая задумка, словно в противопоставление одному из призеров предыдущего конкурса, где слово «октябрь» было сезонным словом. «Белые ночи» – прекрасное киго, которое не только указывает на сезон и на место действия, но и задает определенный контекст – Питер, романтика и ночные прогулки. «Какая ночь, какая нега!». У Чайковского есть и «Май. Белые ночи», но из окна играет именно «Октябрь. Осенняя песня». Тихая печальная мелодия с мотивами увядания, воспоминаний о былом. Контрастно. Пока кто-то гуляет по ночным улицам, кто-то дома предается воспоминаниям. Впрочем, автор тоже, вероятно, о чем-то грустит, гуляя по улице, так как расслышал «Октябрь», сразу его узнал – и что-то в его душе срезонировало.
летний зной
гладкое колено
гипсовой нимфы
Знойное летнее хайку. Ключевое слово этого хайку – «гладкое». Гладкость определяется через прикосновение. Летний зной и прикосновение к гладким девичьим коленкам – достаточно подумать, и уже становится жарко в разных смыслах. В последней строчке происходит неожиданный для читателя/слушателя поворот – трогаемые коленки принадлежат гипсовой нимфе! Воображаемая девушка испарилась, осталась гипсовая скульптурка. И желание трогать коленки. Жара еще и не так действует на сознание.
что-то в голосе
тонко обмётаны инеем
бархатцы
Бархатцы – яркие оранжевые (желтые, красные) цветы, цветущие долгое время с весны до холодов. На языке цветов – бархатцы являются символом ревности. Именно об этом чувстве, как мне кажется, это хайку. В обычно бархатном голосе слышатся холодные нотки, яркие цветы покрылись инеем.
дым папироски
смотрит и смотрит дед
на падающий снег
Зима наступает. Жизнь клонится к закату. Падающий с папироски пепел словно падающий снег. Дед смотрит на снег, думает, дымит, пепел все падает с его папироски. Представляется такой медитативный видеоряд, где конечный образ закольцован с начальным.
Ветер ли, дождь
или тихое утро …
облетает жасмин
По-хорошему, это хайку должно бы в сэнрю попасть, но попало в трады. В этом и заключается шутка автора над жюри. Я шутку оценил. «Облетает жасмин» – это не киго, хотя может таковым казаться. Чтобы это понять, пришлось проверить, а когда же собственно цветет жасмин? Оказалось, что практически всегда. Некоторые сорта цветут с зимы до весны, другие с весны до лета, третьи с лета до начала заморозков. Вот и получается, что бы ни происходило в мире, все это происходит на фоне облетающего жасмина. Взгляд на жизнь настоящего хайдзина.
СОВРЕМЕННЫЕ ХАЙКУ
девятый день
пусто пусто
доносится со двора
Контрастное сопоставление и хорошо спрятанное киго.
Девятый день. Поминки по близкому человеку. На душе пустота.
В это же время во дворе играют в домино, кто-то азартно кричит «пусто-пусто».
Жизнь вокруг продолжается, как бы ни было тяжело на душе.
«Пусто-пусто», как крик доминошников во дворе, можно считать недвусмысленным указанием на сезон – лето.
вакуумные пакеты
съежились до холодов
теплые вещи
Вакуумные пакеты – отличное нестандартное киго.
СЭНРЮ
вечер именин
сквозь дырку в блинчике
уставший отец
Для ребенка именины – это как день рожденья, но еще и в церковь надо сходить. Днем в церкви – иконы, строгие и усталые лики святых, а вечером дома – трапеза, караваи и блинчики. «Сквозь дырку в блинчике уставший отец» – это удачный и забавный образ. Блинчик вокруг головы отца – как нимб вокруг ликов святых. Может, и у святых за головой на самом деле блинчики нарисованы?
боровик!..
теперь главное –
ракурс
И в Инстаграм! Ну, действительно, чем хорош боровик в наше время.
всемирный день хайку
сажаем картошку четко
на расстоянии ступни
Проза жизни не должна мешать настоящему хайдзину практиковать хайкусложение, а за неимением другого объекта можно писать и про посадку картошки. Кстати, всемирный день хайку – 17 апреля. В центральной полосе России в это время картошку еще не сажают, автор, вероятно, живет на юге России или в Украине.
сериал
когда жуёшь салат,
плохо слышно
Забавное наблюдение. Получается, что чтобы в неожиданных интересных местах было слышно лучше, надо застыть с салатом во рту. Вероятно, в этот момент человек становится в чем-то сродни оленю, застывшему от неожиданного шороха с травой во рту и напряженно оценивающему обстановку.
короткая юбка
проследила за отраженьем
во всех витринах
Короткая юбка – хорошее киго. И в этом взгляде в отражение в витринах может увидеть себя не только девушка в короткой юбке, но и каждый читатель.
ФРИ
зимний закат
золотится
забытая запонка
Чувствуется эротический подтекст, прямо скажем, адюльтер. Рассказано об этом с деталями, но не пошло, и от лица женщины. Уместилось все в пять слов, с киго и кирэ. Хорошо звучит. Как такое не поддержать?)) В этой связи вспоминается известное хайку, написанное куртизанкой Укихаси более трех веков назад: «То проснусь, то пытаюсь уснуть. Широка занавеска над ложем». Ничего такого вроде и не сказано, но для своего времени видимо считалось довольно откровенным хайку. Чувственное томление женщины не осталось незамеченным читателями. Со временем люди забыли автора, но строки сохранились.
дым костра
на краю галактики
кончается лето
Вообще-то каждый человек – центр Вселенной. Это научный факт. Будучи центром Вселенной, понимаешь, что иногда лучшее, что можно сделать – это затеряться где-то на краю галактики.
старуха
доживает
последнюю кошку
Старая кошка продлевает жизнь хозяйке. Точное жизненное наблюдение. Часто старые люди живут до тех пор, пока у них есть какие-то свои дела, пока надо о ком-то заботиться. Пусть в данном случае о кошке. «Если меня не станет, то что с ней будет?» – иногда смысл жизни формулируется именно таким образом.
ТЕМА (ДОРОГА)
пиала изюма…
всё дальше уводят
ссылки Хайкупедии
Тематическая категория в конкурсе, с моей точки зрения, ценна прежде всего возможностью необычного раскрытия темы. Если заявлена тема «дорога», то самое неинтересное, что можно сделать – это написать что-то о дороге, да еще и употребить слово дорога в самом стихотворении. В этом плане «ссылки Хайкупедии» понравились прежде всего нестандартным раскрытием темы. Кроме того, «пиалу изюма» считаю удачной находкой и в качестве сезонного слова – вторая половина осени.
Городское кладбище
раньше была
конечная
Тоже интересно раскрыта тема дороги – одновременно в прямом и переносном смысле. Философично. Если бы речь шла о сэнрю, то можно было бы предложить похожий вариант: «роддом / раньше была / конечная».